1 апреля 2025 года вступает в силу новый порядок проведения инвентаризаций в соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учёта (ФСБУ) 28/2023.
C этого момента применение положений данного документа является обязательным, но разрешён и досрочный переход на добровольной основе. Если решение о переходе было принято, организация должна внести соответствующие изменения в свою учётную политику. Если в документе организации, утверждающем её учётную политику, содержатся ссылки или цитаты нормативных документов, которые утратили силу в связи с началом применения ФСБУ 28/2023 (в частности, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49), потребуется его обновить.
Инвентаризацию, в соответствии с новыми положениями, должны проводить все коммерческие компании, независимо от формы их налогообложения, в том числе предприятия среднего и малого бизнеса. Исполнение требований стандарта не касается бюджетных организаций.
ИП и иностранные представительства вправе не вести бухучет в целом при определённых условиях (402-ФЗ:6.2), поэтому могут не применять ФСБУ 28/2023.
Инвентаризация должна выявить все активы и обязательства организации, в том числе:
объекты бухучета, которые не учитывают в активах и обязательствах, но отражают на забалансовых счетах, информацию о которых раскрывают в бухгалтерской отчетности;
нематериальные активы и капитальные вложения в них;
деньги на счетах, финансовые вложения;
дебиторскую задолженность;
отложенные налоговые активы и обязательства;
источники финансирования деятельности организации.
Обязательную инвентаризацию нужно проводить в определённых случаях и в предусмотренные для этого сроки:
при составлении годовой бухгалтерской отчётности (ОС - раз в 3 года, библиотечные фонды - раз в 5 лет);
при передаче (возврате) активов (кроме обычной деятельности) в аренду, управление, безвозмездное пользование - непосредственно перед этими событиями;
при смене материально ответственного работника, руководителя, выбытии более 50% членов коллектива — на день приемки-передачи дел;
при установлении факта утраты (порчи) активов - непосредственно по обнаружению факта;
в случае чрезвычайной ситуации (пожар, авария, стихийное бедствие) — по окончании соответствующего события, если это возможно;
при реорганизации или ликвидации — до даты составления соответствующих документов, например передаточного акта в случае реорганизации в форме выделения или разделения.
Хозяйствующие субъекты вправе проводить инвентаризацию так часто и тогда, когда это представляется целесообразным и необходимым руководству.
Результатами инвентаризации теперь являются не только выявленные излишки, недостачи и пересортица, а ещё и возможности использования активов, оказавшихся испорченными (повреждёнными), либо их продажи, а также наличие оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадёжной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учёта.
Результат инвентаризации |
Порядок учёта
|
Активы в излишке |
Включают в доходы по их справедливой или балансовой стоимости либо балансовой стоимости аналогичных активов |
Недостача активов |
Относят на виновных лиц, если есть основания для возмещения, или на расходы по их балансовой стоимости |
Расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств |
Принимают к учёту в суммах из документов, подтверждающих задолженности и обязательства, которые организация признает правильными |
Расхождения в оценочных обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах |
Принимают к учёту по суммам, которые подтверждены расчётами |
Зачёт излишков и недостач активов в результате пересортицы допускается в исключительных случаях за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Пользователи программных продуктов 1С имеют возможность применять формы документов инвентаризации, разработанные экспертной командой 1С с учётом соблюдения требований ФСБУ 28/2023 и потребностей бухгалтерского учёта исходя из рациональных подходов. Кроме того, в программе поддерживается функциональность инвентаризации основных средств, запасов, расчетов с контрагентами, кассы. При возникновении пересортицы запасов в программе предусмотрен специальный документ «Пересортица товаров». Можно автоматизировать и инвентаризацию, и в целом инвентарный учёт основных средств средствами штрихкодирования. Разработана инвентарная карточка объекта нематериальных активов, соответствующая всем требованиям новых стандартов и традиционным потребностям учёта этих специфичных объектов.
Новую функциональность уже можно использовать. Она появляется по мере разработки смежных задач. Ведется разработка инструментов, помогающих в проведении инвентаризации при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности форм инвентаризационных описей активов и обязательств, для которых не предусмотрены унифицированные формы; средств контроля полноты документального оформления инвентаризации по всем активам и обязательствам, отраженным в учете.
Инвентаризация отложенных налоговых активов и обязательств
Отложенные налоговые активы и обязательства возникают в результате различий в оценке этих объектов для целей бухгалтерского и налогового учёта на отчётную дату. Оценка состояния объекта инвентаризации (п.3 ФСБУ 28/2023) предполагает и оценку его балансовой стоимости, насколько она отражает экономические выгоды от использования объекта или экономическую величину существующего обязательства.
Следовательно, инвентаризацию активов и обязательств, оцениваемых по разным правилам в бухгалтерском и налоговом учёте, целесообразно провести комплексно, вместе с инвентаризацией возникающих в этом случае временных разниц и применимых ставок налогообложения. Для этого может быть разработана форма комплексного документа инвентаризации или отдельных, но взаимоувязанных документов.
В качестве основы для документа инвентаризации можно использовать документ «Справка-расчет отложенного налога на прибыль», который формируется при закрытии месяца. Тогда потребуется дополнить справку-расчет формальными реквизитами: сведениями об инвентаризации и подписями инвентаризационной комиссии. Кроме того, в случае выявления расхождений можно дополнить форму графами, куда будут внесены данные о них.
Инвентаризация статей капитала бухгалтерского баланса
Новый стандарт устанавливает требования к инвентаризации только активов и обязательств (п.1 ФСБУ 28/2023). Строго говоря, капитал не относится к объектам инвентаризации. Однако фактическое наличие объектов инвентаризации определяется в том числе и проверкой документов, выполнением расчётов, подтверждающих наличие источников финансирования деятельности экономического субъекта (п.4б ФСБУ 28), к которым и относится капитал коммерческой организации.
Таким образом, периметром инвентаризации должны быть охвачены и статьи капитала. Они проверяются во взаимосвязи с активами и обязательствами, фактическое наличие которых инвентаризируется. Так, величина добавочного капитала может быть подтверждена расчётами, проводимыми в рамках инвентаризации переоцениваемых объектов основных средств, уставный капитал и нераспределенная прибыль – в рамках проверки обязательств перед собственниками (акционерами).
Самое надёжное подтверждение состояния расчетов с контрагентами – это подтверждение со стороны этих контрагентов о том, что они либо признают свой долг, либо подтверждают величину и срок погашения перед ними обязательств организации. Могут быть расхождения. Их величина проверяется анализом претензионно-исковой работы.
Если подтверждения (акта сверки или любого другого документального признания долга и величины права требования) от контрагента получить не удалось или если долги подтверждены, но просрочены, дополнительно необходимо оценить все обстоятельства взаимоотношений, чтобы обоснованно сделать вывод о вероятности погашения долга и реалистичных сроках погашения. К этим обстоятельствам относятся: платежная и исполнительская дисциплина, срочность задолженности, финансовое состояние контрагента, его деловая репутация. В результате инвентаризации задолженностей могут быть выявлены основания для создания резервов сомнительных долгов и оценочных обязательств.
Расчеты с бюджетом складываются:
из начисленной суммы налогов, исходя из результатов деятельности за отчетный период, срок уплаты (возмещения) которых еще не наступил;
сальдо ЕНС;
расхождений в величине сальдо ЕНС по данным налогоплательщика и налогового органа.
Налоговый орган может подтвердить только сальдо ЕНС. Для выявления фактического наличия кредиторской или дебиторской задолженности, исходя из начисленной суммы налогов по результатам деятельности за отчетный период, срок уплаты (возмещения) которых еще не наступил, и расхождений в величине сальдо ЕНС по данным налогоплательщика и налогового органа необходимо проверить суммы по каждому основанию.
Интеграция с личным кабинетом ФНС в части ЕНС позволяет пользователям 1С напрямую из своей программы контролировать состояние единого налогового счета и оперативно взаимодействовать с ФНС. Режим сверки обеспечивает сравнение данных по следующим разделам: «Платежи», «Декларации, уведомления», «Начисление налогов», «Пени, штрафы».